Педагог-психолог

АДАПТАЦИЯ

«Долгие проводы — горькие слезы»,
или что делать в случае тяжелой адаптации?

Сердце разрывается при виде плачущего малыша, которого мама ведет утром в детский сад. Хочется успокоить, отвлечь, защитить, только бы не видеть этой тоски и боли в детских глазах, не слышать жалобного или пронзительного крика. А каково маме, которая возможно спешит на работу? У многих женщин не хватает опыта и выдержки справиться с ситуацией. Поговорим о том, как помочь себе и своему малышу, если он тяжело и долго привыкает к детскому саду.

В предшествующих материалах мы уже говорили о том, что самое лучшая помощь для ребенка — это профилактическая или подготовительная работа семьи и дошкольного учреждения. Но бывают ситуации, когда в силу многих социальных или личных причин такая подготовка не сложилась или не стала эффективной. Иногда даже при предварительной работе с ребенком его адаптация носит затяжной характер.

Если это случилось с вашим малышом, стоит, прежде всего, задуматься и ответить самим себе на ряд вопросов:

1. Действительно ли малыш физически и психически здоров и готов оторваться от мамы?

2. Готовы ли Вы к тому, чтобы «отпустить» от себя ребенка, помогать и поддерживать его психологически?

3. Не осложнена ли адаптация ребенка внутрисемейными травмами и конфликтами?

4. Есть ли у ребенка положительный контакт с воспитателем?

5. Не поспешили ли Вы оставлять малыша в саду надолго?

Ответив честно самим себе на эти вопросы, Вы наверняка определите причину собственных страданий и сможете с ней справиться.

Все дети реагируют на обиду и боль одинаково — они плачут. Плачут дети по-разному. Кто-то сильнее, кто-то меньше, кто-то успокаивается, отвлекаясь на игрушку, а кто-то даже не открывает глаз, из которых бесконечным потоком текут горькие слезы. Один страдает скрыто, не закатывает истерик, не швыряет игрушки, не дерется, другой же — открыто выражает агрессию и протест. При этом и тот и другой ребенок переживают сильный стресс, который может перейти в серьезную психологическую травму.

Необходимо знать: ребенок не должен плакать без перерыва более 20-30 минут. Если все это время он заходиться в плаче, не обращая внимания на любые попытки его остановить, это может привести к серьезному психическому срыву. Тем более, если такая ситуация повторяется в течении длительного времени.

Сегодня нашей задачей будет определить, в каком случае ситуация становиться опасной для здоровья ребенка и как скорректировать его психическое состояние?

Итак, на что необходимо обратить внимание взрослым, которые находятся с ребенком дома и в детском саду?

Физическое состояние: Ребенок теряет в весе, серьезно нарушился аппетит и сон, жалуется на слабость, недомогание («болит головка, животик, ножки и т. д. «). Малыш выглядит бледным, уставшим. Могут наблюдаться рвота и диарея, энурез.

Психическое состояние: Плаксивость переходящая в истерики. Крайняя раздражительность и склонность к агрессии. Может наблюдаться подавленность и замкнутость. Ребенок буйно демонстрирует свои эмоции, при этом сильно возбуждается, его трудно успокоить и переключить. Появляется тревожность и страхи. Если малыш крайне болезненно реагирует на детский сад, необходимо поменять тактику, дать ему возможность успокоиться, почувствовать себя в безопасности, побыть с ним вместе на прогулке, во время игр.

Самое трудное для очень многих мам и детей — это момент прощания, когда ребенок должен покинуть пределы раздевалки и зайти в групповую комнату.

Как делать не надо

• Не пытайтесь втолкнуть ребенка в группу и убежать, чтобы не слышать его плача.

• Не затягивайте момент прощания, если малыш начинает расстраиваться все больше и больше.

• Не позволяйте «отрывать» от вас ребенка воспитателю.

Как поступать правильно

• Настраивайте ребенка заранее, разговаривая спокойным размеренным голосом.

• Постарайтесь успокоить его, приласкайте, не позволяйте себе внутренне заводиться, вместе с воспитателем отвлеките его с помощью интересной игрушки.

• Если малыш совсем не поддается на уговоры и хитрости пройдите с ним ненадолго в группу, чтобы он мог успокоиться и побыть вместе с вами и другими детьми. Если не получается уйти, заберите ребенка и попробуйте прийти вместе в то время, когда удобно, чтобы не отвлекать воспитателя от других детей. Договоритесь с педагогом заранее, когда он сможет пообщаться с вами и ребенком в группе или на прогулке.

Напоследок хочется напомнить Вам, что нет безнадежных случаев,
поймите в чем ПРИЧИНА ВАШИХ ТРУДНОСТЕЙ,
проявите терпение и выдержку.

Желаем удачи!

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *